Южноуральские ученые стоят на пороге открытия междисциплинарного кластера

Главная Наука
Челябинск
22:22 13 Ноября 2018 версия для печати Ico_print

Южно-Уральский государственный университет в рамках реализации программы «5-100» кардинально меняет свою структуру и продолжает совершенствоваться. Сегодня в Университете открываются инновационные лаборатории и центры международного уровня. Ученые уверены, что объединение научных платформ в единый кластер поможет дальнейшим исследованиям и уникальным открытиям, рассказывает собственный корреспондент Sibnovosti.ru из Челябинска.

Создание междисциплинарного кластера на базе Института естественных и точных наук при ЮУрГУ позволит ученым разных направлений объединиться для создания совместных знаковых проектов. Интеграция химии, физики, биологии, математики и других наук в единую систему работы даст университету большой потенциал для совершения прорыва в инновационных разработках.

Южноуральские ученые стоят на пороге открытия междисциплинарного кластера

Об опыте других вузов в организации подобных площадок и необходимости создания нового научного вектора рассказал руководитель направления проектного обучения "Безреагентная очистка воды от трудноокисляемых загрязнений", декан химического факультета, директор НОЦ "Нанотехнологии", заведующий кафедрой экологии и химической технологии ЮУрГУ, доктор химических наук Вячеслав Авдин.

– Какие проекты в перспективе должны войти в структуру научного междисциплинарного кластера?

– Проектов много, все они несколько разнородны и имеют междисциплинарный характер: в них задействован не только Институт естественных и точных наук и не только химический факультет, хотя связующее звено для всех проектов - химики. Одна из наиболее интересных и заслуживающих внимания работа  направлена на получение новых материалов для фотоники и спинтроники.

По этому проекту мы проводим исследования в рамках международной коллаборации. Финансирование программы проходит за счет гранта Российского научного фонда в размере 40 млн рублей. Изначально был запланирован срок реализации проекта на три года, в настоящее время он продлен еще на два года.

– В чем основная цель и преимущества этого проекта?

– Суть проекта: получение материалов на основе новых органических полупроводников. Напомню, что полупроводники - это основа радиодеталей (радиоэлементы), изобретенных в середине прошлого века.

Полупроводники пришли на замену радиолампам, что позволило уменьшить габариты конструкции и увеличить её производительность. Постепенно усовершенствование полупроводников способствовало появлению компьютеров. Первые полупроводники создавались на основе германия, затем - на основе кремния.

Современные полупроводники изготавливают на основе органических соединений. Одним из лидеров в этом направлении является Международная Лаборатория халькогеназотсодержащих гетероциклов. Коллектив ученых под руководством профессора ЮУрГУ Олега Ракитина активно публикуется в зарубежных научных журналах. Их статьи активно цитируются международным научным сообществом. Можно отметить, что научный коллектив под его руководством – сегодня безусловный лидер направления "Materials Science" в нашем университете.

Ещё один лидер в этом направлении - Международная Лаборатория многомасштабного моделирования полифункциональных соединений, созданная при поддержке проекта «5-100». Один из главных проектов Международной Лаборатории ЮУрГУ- междисциплинарное исследование свойств химических связей и межмолекулярных взаимодействий, находящееся на стыке химии, физики и информатики.

В составе международной коллаборации работают два наших выпускника - Игорь Кривцов и Марина Илькаева. В Университете Овьедо они защитили диссертации PhD по этой же тематике. Степень PhD дает право претендовать на европейские гранты. Коллаборация занимается получением и исследованием свойств новых фотокатализаторов.

А фотокатализаторы – это вещества, которые позволяют осуществлять сложные химические превращения. Они значительно ускоряют химическую реакцию, что в ряде случаев расширяет принцип исследовательских возможностей. Сегодня нам есть чем гордиться.

– Какие новые направления сегодня развивают ученые ЮУрГУ?

– Одно из недавно появившихся перспективных научных направлений больше относится к экологии, чем к материаловедению. Это биоиндикация состояния окружающей среды. Эта тема актуальна не только для нашего города, но и для всех городов, на территории которых есть крупные промышленные предприятия.

К лидерам материаловедческого направления в университете относится исследование функциональных свойств магнитных материалов, таких как гексаферриты. Эти материалы способны поглощать электромагнитное излучение в широком диапазоне.

Научная группа под руководством инженера-исследователя НОЦ "Нанотехнологии", канд. хим.наук Дмитрия Жеребцова разрабатывает инновационные композитные материалы на основе различных соединений, в том числекрасителей.

– В чем суть создания междисциплинарного кластера на базе ИЕТН? Почему потребность в нем возникла именно сейчас?

– Междисциплинарный кластер создан с целью выявления наиболее эффективных научных групп и поиска возможностей для их взаимодействия. Большинство специалистов в рамках Института естественных и точных наук - высококлассные профессионалы именно в своем направлении. Но чтобы совместно успешно развиваться дальше, нам всем необходима помощь коллег. Приведу простой пример. Нельзя сказать, что я совсем не знаю математику. Но решить систему дифференциальных уравнений я не возьмусь. Поэтому задачи, где это необходимо, я обхожу стороной. А они могут быть очень перспективными.

Фото предоставлено управлением по связям с общественностью ЮУрГУ.

Новости Челябинска: За научные достижения свердловский лицеист получил малую «Нобелевку»